Автор рассуждает на острую и щепетильную тему, осознание и переосмысление которой предстоит пройти в ближайшее время на массовом уровне. Нужна ли срочная армия, пора ли перейти на контрактную? Или есть смысл в создании иностранного легиона? А может время армий ушло в прошлое? Тема интересная.
«Призыв — это рабство», — Мюррей Н. Ротбард
И действительно, трудно найти более очевидный пример принудительного труда и подневольного служения, чем система воинского призыва. Государство каждые полгода насильно изымает из нормальной жизни десятки тысяч молодых ребят. В армии тело и воля молодых парней перестают им принадлежать, поскольку теперь они обязаны выполнять распоряжения командиров, в том числе приказы убивать и рисковать собственной жизнью. Чем еще является воинский призыв, как не принудительным трудом, узаконенным рабством и лицензированием убийства в угоду властных элит?
Либертарианский ответ состоит в том, что армия, необходимая для защиты общества (основанного на свободе личности) должна формироваться способом, наиболее совместимым с этой свободой (т. е. добровольно). Армия — важный общественный институт, но он должен быть полностью профессионален.
Служба по призыву неэффективна по двум основным причинам: напрасная трата ресурсов (укомплектование армии происходит за счет потерь труда в других отраслях экономики) и низкая производительность призывников в сравнении с профессионалами.
СНИЖЕНИЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ
Раскрывая проблематику воинского призыва следует начать с его экономической составляющей. Лишая молодых людей года жизни, государство изымает их из экономической системы, дезориентирует в ней. Это наносит вред как самим призывникам, так и стратегически — экономике в целом.
Каждый год сотни тысяч молодых людей выпадают из экономической системы. Расчёты реальных стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) за 1960–2000 гг. показали негативное влияние службы по призыву на экономические показатели: страны с профессиональной армией росли быстрее на 4,3–4,6 процентных пункта в десятилетие. Теряет и страна, и сами люди, которые отслужили.
Военная служба по призыву серьезно снижает шансы молодых мужчин на успешное трудоустройство, вычеркивая продуктивные годы трудовой деятельности. Исследования показывают, что служившие по призыву, и в мирное время, и в военное теряют в заработке в сравнении с не служившими сверстниками, проигрывая им из-за необходимости наверстывать упущенные образование и профессиональный опыт (а также побороть ставшую в широких кругах эпидемию тотальной пост-армейской лени — chzh.).
Так, служба нидерландского солдата в армии сравнима с потерей года профессионального опыта и может снижать его пожизненный доход до 5%, по сравнению с заработком не служивших в армии людей того же поколения. Другое исследование, также изучавшее нидерландский опыт, показало, что даже через 18 лет после армии голландцы, отслужившие в вооруженных силах, зарабатывали на 3–4% меньше тех, кто раньше начал учебу и карьеру, а служба в армии снижала шансы получить университетский диплом и высшее образование почти на 4 процентных пункта.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИЗЫВНОЙ АРМИИ
Помимо этого немаловажен вопрос целесообразности и эффективности призывной системы в рамках современных вооружённых сил. Российским чиновникам необходимо признать, что существенно ограничивающий права и свободы мужчин институт призыва на военную службу, не в полной мере обеспечивает выполнение задачи по обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Призывники прошедшие «символическое обучение» не могут обеспечить обороноспособность страны против потенциального противника, в армии которого солдаты проходят профессиональную подготовку несколько лет и имеют арсенал высокотехнологичного оружия. На современном этапе ведения боевых действий исход войны определяют профессионализм и техническая оснащенность вооруженных сил, а, следовательно, юноши, которые относятся к военной службе как к бремени не способны эффективно решать поставленные перед вооруженными силами задачи по обеспечению обороны страны.
СОКРАЩЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА
Также особого внимания заслуживает сокращение неравенства, которое неизбежно последует после отмены обязательного воинского призыва. Исследовательская работа Михаила Локшина и Руслана Емцова «Экономическое бремя призыва на военную службу в России» показывает, что это бремя ложится на бедные и плохо образованные слои населения.
Вероятность призыва значительно уменьшается в городах с населением свыше 100 000 человек. У молодого человека из Москвы или Санкт-Петербурга шанс попасть на службу в шесть раз меньше, чем у его сверстника из сельской местности. А ведь социально-экономические показатели, такие как доход и образование, сильно коррелируют с местом жительства. Вероятность призыва у наиболее богатой части населения составляет всего 3%, а у беднейшей – 20%. Всё это свидетельствует о том, что в России есть налог на бедных, ведь именно те семьи, у которых не хватает денег на то, чтобы купить военный билет теряют своих сыновей на 365 дней.
ДЕДОВЩИНА
Обязательный призыв отнимает у молодых парней не только год. Иногда он отнимает у них здоровье и даже жизнь. Речь идёт о повсеместной, систематической дедовщине широко практикующейся и процветающей в Российской армии.
С 2016 по 2020 год суды вынесли почти четыре тысячи приговоров военным, которые избивали и оскорбляли своих сослуживцев. Ежегодно в воинских частях совершаются сотни таких преступлений. Обвиняемые часто вымогают у сослуживцев ценные вещи и параллельно избивают их, либо руководствуются желанием «наказать» за якобы проявленную наглость, или пытаются заслужить «уважение» в коллективе путем унижения товарища. Избиение и вымогательство в части стали чем-то совершенно обыденным.
В свою очередь, Минобороны РФ предпочитает использовать вариант «неуставных отношений», и упоминает это только в случае крайней необходимости, а то и вовсе заявляет, что «сейчас в армии просто нет почвы для дедовщины».
Очевидно, что за регулярными публичными объявлениями о победе над дедовщиной в российской армии скрывается желание Минобороны абстрагироваться от новых проблем. Переход на годичную срочную службу принес свои положительные плоды, однако полностью систему насилия в частях не устранил, поэтому проще называть это «эпизодами неуставных отношений» на почве личных или этнических разногласий.
Единственное, что способно искоренить это системное зло — радикальное реформирование армии и полный переход на контрактную основу. Проведение расследований фактов «дедовщины» в воинских частях и увольнение офицерских составов, в чьих подразделениях подобные случаи носили неоднократный и систематический характер.
БАНКРОТСТВО ПРИЗЫВНОЙ АРМИИ
В настоящее время множество зарубежных государств отказались от института военной службы по призыву перейдя к профессиональной армии, в том числе США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Испания (и множество других стран). Сохранять институт военной службы по призыву, который контрпродуктивно сказывается как на экономике, так и на призывнике, в частности, нет никакой необходимости.
Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: существование призывного рабства в нашей стране — это позор и его нужно немедленно ликвидировать. Как я показал выше, оно не способствует обеспечению обороноспособности страны и негативно сказывается на экономике.
А формулировка о так называемом «долге, который призывник отдаёт Родине» — пустословный элемент государственной пропаганды, не имеющий ничего общего с действительностью. Рабство есть рабство, даже если оно маскируется эвфемизмом «призыв в армию» или «служение отечеству». Наша страна нуждается в переходе на полностью контрактную армию. Больше нельзя позволять элитам и дальше зарабатывать деньги на коррупции в сфере призыва и делать из парней послушное стадо.
Именно поэтому я убеждён, что нам нужно приложить все усилия, дабы в прекрасной России будущего армия трансформировалась из института порабощения и принуждения в институт профессионализма и возможностей позволяющий людям применять свои силы более эффективно, получать достойную оплату своего труда и билет в жизнь благодаря армии.
Автор: Fadeev.Tema